Перемены коснутся всех без исключения. Государственная комиссия по делам религий КР вынесла на общественное обсуждение проект положения о порядке предоставления религиозного образования в Кыргызской Республике. Вслед за масштабной аттестацией имамов пару лет назад впереди нас ждут серьезные реформы в системе религиозного образования. Деятельность медресе, в особенности их учебная программа, в последние годы была предметом жарких полярных дискуссий в обществе. Поэтому вполне логично, что власти озаботились этим вопросом и разработали проект положения о порядке предоставления религиозного образования в Кыргызстане.
По данным Государственной комиссии по делам религий КР, по стране зарегистрированы 114 мусульманских учебных заведений, из которых медресе составляют 104, а высшие учебные заведения 10. Но не все из них сегодня функционируют в полном объеме. В них обучаются свыше 8 тысяч кыргызстанцев, большинство из них, конечно же, мальчики. Среди них есть и 16 женских медресе. Наверное, многие помнят фотографию девушек из джалал-абадского медресе, которые отказались вставать во время исполнения государственного гимна. Статистика постоянно меняется. В целом мусульманские учебные заведения лидируют среди остальных конфессий, потому что мусульмане составляют подавляющее большинство населения страны. Хотим подчеркнуть, что новый проект положения о порядке предоставления религиозного образования будет обязателен для всех, не только для мусульманской общины. Для всех, кто так или иначе задействован в сфере религиозного образования. Просто мы чаще говорим про медресе, потому что мусульмане — многочисленная община в стране. Так что новые нормы будут обязательны для всех, включая воскресные христианские, иудейские и буддистские школы.
Есть и противники нового положения. Определенная часть религиозных деятелей считает, что таким образом государство вторгается в их сферу деятельности. На одной из дискуссионных площадок, организованных Госкомиссией по делам религий, один имам сказал, что проект положения противоречит их уставу и должен быть изменен. Прискорбно, но часть участников дискуссии даже поддержала его. Это был знаковый момент в этой дискуссии. Он наглядно продемонстрировал, что мы живем в параллельных мирах. Другая часть общества уверена, что государство занимает слишком активную позицию в религиозной сфере, тем самым забывая о конституционной норме разделения государства и религии. Такой же критике в свое время подверглась инициатива президента КР Жээнбекова о создании Исламской академии. Но, учитывая возросшую роль религии и религиозных институтов в общественно-политической жизни страны, игнорировать сферу религиозного образования равносильно самоубийству. Кстати, авторы проектного положения с первых абзацев напоминают, что “в светском государстве религиозные организации отделены от государства, но не отделены от общества”, и, осуществляя образовательную деятельность, они не должны подменять собой государства. Итак, какие же перемены ждут нас в сфере религиозного образования?
Кто будет иметь право учиться и работать?
На этот счет есть некоторые ограничения. По новым правилам учиться в религиозных учебных заведениях можно будет только после получения обязательного основного общего образования, то есть после окончания девятого класса. В высшие религиозные учебные заведения можно будет поступить только после окончания одиннадцатого класса. Ряд депутатов предлагают сделать 11-классное обучение обязательным для всех. Если будет принята такая норма, то она повлияет на прием документов в религиозные учебные заведения.
В Кыргызстане в некоторых регионах в медресе обучаются мальчики, окончившие пять классов. Есть случаи, когда там обучаются и ученики начальных классов. Таких фактов предостаточно. В новом проекте положения четко прописаны нормы приема в религиозные учебные заведения. Преподавать религиозные дисциплины в таких учебных заведениях могут только лица, имеющие специальное религиозное (духовное) образование, удостоверенное соответствующим документом. После принятия нового положения преподавать религиозные дисциплины в частном порядке вне религиозного образовательного учреждения будет строго запрещено. Это касается в первую очередь так называемого «домашнего обучения», очень распространенного в регионах.
Что же будут преподавать по новым правилам?
В средних религиозных учебных заведениях, это могут быть медресе, религиозные школы и лицеи, программы обучения помимо стандартного набора религиозных дисциплин (какие именно, каждая религиозная община определяет сама, государство в эти вопросы не вмешивается, главное, чтобы они не противоречили государственной политике) должны в обязательном порядке включать в себя такие предметы, как «История Кыргызстана», «Человек и общество», «История религий», «Кыргызский язык» и «Кыргызская литература».
В высших религиозных учебных заведениях в обязательном порядке дополнительно вводятся 10 дисциплин, это помимо вышеперечисленных «Граждановедение», «Религиоведение», «География», «Социология», «Всемирная история», «Психология и педагогика», «Информационные технологии» и «Русский язык». Содержание общеобразовательных дисциплин утверждается совместным приказом уполномоченных органов по делам религий и образования с учетом уровня знаний учащихся.
Больше всего нареканий в процессе общественных обсуждений у религиозных деятелей вызывают два момента. Во-первых, имамам не по душе перспектива согласовывать часть своих действий с Министерством образования и науки КР, включая его территориальные подразделения. Во-вторых, многие из них хотят вместо русского языка изучать в качестве иностранного другой язык. Среди вариантов арабский и турецкий. Также впервые четко прописана длительность урока в таких учебных заведениях, она должна быть в пределах 40-50 минут.
Чтобы выдавать дипломы государственного образца, религиозным учебным заведениям надо будет пройти полный процесс лицензирования своих образовательных услуг, а на такую процедуру мало кто согласен. Поэтому их выпускники будут получать самые обычные дипломы, которые мало чем отличаются от сертификатов. Кстати, обучение в мусульманских медресе не бесплатное, оно стоит от шести до девяти тысяч сомов в год.
Кто может учреждать и закрывать?
По новым правилам, только зарегистрированные в Кыргызстане религиозные организации, которые прошли регистрацию в Государственной комиссии по делам религий. На ее официальном сайте есть полный список организаций, чья деятельность не запрещена в стране.
А закрыть их могут как сами учредители, так и государство, если в этих вузах систематически нарушали закон. В частности, к таким нарушениям помимо каких-то стандартных норм можно отнести содержание религиозных дисциплин, которые могут противоречить официальной государственной политике в религиозной сфере. Проще говоря, если будут факты навязывания противоречащих религиозных взглядов и норм.
Один из частых вопросов, связанных с такими учебными заведениями, это финансирование. Их бюджет может формироваться из средств учредителей, доходов от образовательной, консультативной, научно-исследовательской, издательской деятельности, а также это могут быть кредиты, гранты, плата за обучение. В Кыргызстане сегодня фактически все религиозные учебные заведения живут за счет щедрых вливаний спонсоров. Среди мусульманских учебных заведений чаще всего выделяют арабские и турецкие фонды. Среди арабских можно отдельно выделить саудовские, катарские, кувейтские и египетские. Более детальной информации об этом нигде нет. Но реформирование религиозных учебных заведений может сделать эту информацию более прозрачной и доступной для общественности.
Можно ли обучать детей вне медресе?
Да, можно, если эти краткосрочные религиозные курсы (такие формы обучения очень популярны среди христианских организаций) реализуются религиозными учебными заведениями, чья учебная программа утверждена соответствующими органами. Обучение на таких курсах не должно длиться больше года.
Дети школьного возраста могут посещать такие курсы во внешкольное время по письменному обращению родителей. В новом проекте положения четко написано, что такое обучение не должно заменять основное обучение в школе. Уроки на таких курсах не должны быть дольше 40-50 минут, а в классе не должно быть больше 40 человек. Такие четкие нормы прописаны из-за распространенных в последнее время религиозных курсов, где классы переполнены детьми.
Кто может учиться за границей?
В принципе, любой гражданин КР после окончания девяти или одиннадцати классов может учиться за границей. Только всем желающим необходимо письменно уведомить Государственную комиссию по делам религий или ее региональные представительства. Для чего это делается? Дело в том, что Госкомиссией в сотрудничестве с партнерскими организациями будет сформирован список зарубежных религиозных учебных заведений, рекомендуемых для обучения кыргызских граждан. В прошлом году в печати был опубликован проектный вариант этого списка, в основном в нем были мусульманские учебные заведения. У кыргызских властей вызывает большую озабоченность неконтролируемость этого процесса, поэтому, несмотря на определенное сопротивление, эта норма четко прописывается в новом проекте положения о религиозном образовании. Наверное, у всех в памяти история пятилетней давности, когда обнаружились факты массового выезда несовершеннолетних на учебу в медресе Бангладеша.
Алмаз Исманов
Фото Вячеслава Оселедко